Услышала пару раз от людей ,что собака нечистое животное и её держать в доме нельзя.Меня это несколько удивило-собака тоже -творение Божье. Из-за этого многие собаководы недолюбливают Православную Церковь.и я решила поискать ответы священников на эти вопросы. Кстати в Католической Церкви есть Св.Франциск Ассизский-покровитель всех животных! Вот мои результаты:
Как относится Православная Церковь к содержанию животных дома (кошек, хомячков и т.п.)? И что делать, если ребенок принес домой бездомную собачку, выбросить и подать пример ребенку жестокого обращения с животными я не могу, отдать некому, а Церковь не разрешает держать собаку в квартире? Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Подавать ребенку пример жестокости даже в обращении с животными ни в коем случае нельзя. Напротив, следует приветствовать всякое проявление милосердия, хотя это может быть сопряжено с различными неудобствами. Абсолютного запрета на пребывание животных, в том числе и собак, в жилище человека нет, хотя превращать квартиру в филиал зоопарка не целесообразно ни с гигиенической, ни с духовной точки зрения. Ребенку, который приносит с улицы не первого уже бездомного котенка, следует объяснить, что кошка - животное независимое, не любящее тесноты, и в небольшой квартире, где уже живут какие-то другие питомцы, она будет чувствовать себя не в своей тарелке.
Если животное в семье все-таки появилось, напоминайте ребенку, что ответственность за его уходом и воспитанием лежит прежде всего на том, кто привел его в дом. Кроме того, христианская педагогика не приемлет духа сентиментальности, когда, например, умиляясь от заботы о четвероногом друге, ребенок забывает о недугах, немощах, заботах людей, живущих рядом с ним. Приучайте ребенка замечать, что рядом с ним всегда находятся люди, которые нуждаются в его помощи и которым он может помочь. http://old.eparhia-saratov.ru/txts/...2?n=20040529086 *************************************************** Диакон Андрей Кураев о мире животных и мире людей
Сегодня человек, как никогда, старается понять животных. Увлечение популярными книжками по зоологии давно уже стало обычным состоянием многих отроков, а безопасное наблюдение за акулой или коброй, под завораживающий голос Дроздова — не самое худшее времяпрепровождение вообще всех возрастов. Мы ищем общие с нами качества у обезьян и дельфинов, а взаимоотношения наших близких кажутся нам похожими на жизнь богомолов. Охота и коррида вызывают презрение всего передового человечества, именование нехорошего человека „собакой" или „свиньей", особенно чутким сердцам представляется оскорблением невинного животного. Наверное, это плохо, когда перестают ценить человека. Наверное, если бы наших овец расхищала живущая в соседнем лесу волчья стая, а разъяренная слониха затоптала загулявшего соседа, наше отношение к меньшим братьям было несколько иным. Однако есть в популярной зоологии нечто, что не причастно городской изнеженности и модному комплексу вины перед теми, кого „безжалостно" уничтожали наши предки-варвары.
Тысячи видов и миллиарды особей виденных и никогда не виденных нами, живут жизнью, которая кажется нам вечной и неизменной, вызывает восторг и страх. Перелетные птицы отсчитывают наши года, а чириканье воробьев возвещает о новом утре. В нашей жизни есть удачные решения и беспроцентные скидки, но рядом с этим, всегда возрождающимся торжеством, мы, как несчастный князь Мышкин, чувствуем себя чужаками. В эти минуты мы — не „цари природы" и не ее „часть", а несчастные создания — одни во всем свете сбившиеся со своего пути. Созерцание природы, где „все добро зело" приобщает нас к Создавшему ее. Вид страдающей бессловесной твари заставляет задуматься о разрушительной силе человеческой злобы и жить по-другому.
Во всем мире нет ничего случайного. Предлагаем читателям «Собрания» вместе с известным православным апологетом диаконом Андреем Кураевым подумать о том, кем приходятся нам „наши меньшие братья" и верно ли, с христианской точки зрения, мы относимся к ним.
— Отец Андрей, есть ли в церковном учении ответы на вопросы: для чего Господь создал животных, какое место занимают они в Его Промысле? — Конечно же, специального учения Церкви о животных нет, но Господь делает все для пользы человека, для радости человека, для его нужд. Согласно Шестодневу животные созданы, чтобы служить людям. Первые главы книги Бытия основаны на радикально антропоцентрической позиции: человеку дается Божие повеление наполнять землю и владеть ею. В то же время в Псалмах (Псалтирь 103:26) или в Книге Иова (Иов 40:10-27; 41) появляется другая нотка. Там мы видим Бегемота, который оказывается совершенно не антропоцентрическим существом, а напротив несет угрозу для человека, но Господь ему тоже радуется. Здесь оказывается, что, по слову Книги Иова, „длиннее земли мера Его" (Иов 11:9). Оказывается, что у Господа есть свое эстетическое чувство, свои масштабы, а Его мысли уже не мысли человека. Так что, я думаю, по окончании мировой истории, если мы сможем стяжать ум Христов, мы узнаем нечто новое о животном мире, чем то, что мы о нем думаем сейчас. — А что становится с душами животных после смерти? Есть ли у них перспектива в Вечности? — Дело в том, что Церковь вполне унаследовала учение Аристотеля о разных типах душ. Есть души растительные, у животных — животная душа, у человека есть и растительная и животная душа, и, кроме того, есть душа человеческая и Дух Божий. Поскольку Господь не предназначал животных для бессмертия, душа животного, то есть, тот принцип, который оживотворяет его тело, исчезает вместе с телом. В нашей реальной жизни животные нужны нам как помощники, но если в Царстве Божием наш Помощник — Господь, то там будут не нужны ни лошади не мерседесы; животные нужны нам как школа любви и заботы, но если ты попал в Царство Божие, там уже не нужно возвращаться на эти первые ступеньки.
------------------ (следовательно-Церковь не отрицает наличие у домашних животных души.А вопрос её бессмертия и есть ли рай для них-то тут ,полагаю,каждому по вере его.Я верю.-joki) -------------------- — Кроме того, что животные помогают людям, они же служат нам пищей. Каково отношение Церкви к употреблению мяса? Можно ли сравнивать благочестивое воздержание от мяса с вегетарианством? — Что касается отношения Церкви к мясу, то оно вполне христианское. Христос вкушал мясо, хотя бы потому, что Он соблюдал иудейские установления, а по иудейским установлениям, во дни пасхальных трапез обязательно нужно было жертвенного агнца снедать, причем целиком. Мы видим, что Христос и апостолы ловят рыбу и вкушают ее. После потопа Господь говорит Ною и его сыновьям, что теперь всякая плоть на земле вам в пищу, вкушайте ее. Так что у Церкви никогда не было проблем в отношении к мясу. Православные посты и монашеские уставы, которые призывают воздерживаться от мясной пищи, не имеют ни малейшего отношения ни к какой философии. Здесь чисто физиологическое обоснование. Просто плотная энергетически насыщенная белковая пища создает определенные затруднения в борьбе с движениями своей собственной плоти. — Широко известно ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых. Чем оно мотивировано и сохраняется ли оно доныне? — Если бы такой вопрос мне задал семинарист, то я сразу поставил бы ему два балла. Во-первых, дело в том, что само деление на чистых и нечистых, совершенно четко снимается в Деяниях Апостольских, в видении сотнику Корнилию и апостолу Петру, во-вторых, деление животных на чистых и нечистых в Ветхом Завете имело исключительно кулинарный характер. Когда я сегодня слышу от некоторых прихожан, что собака — нечистое животное, а кошка — чистое, я хочу спросить: „А как вы кошек готовите?". Вопрос о том, к кому из животных можно прикасаться, а к кому нельзя, в Ветхом Завете нигде не ставится. — Действительно, „особым вниманием" многих прихожан пользуются собаки и именно с собаками связаны представления о „нечистом животном". Говорят, что их грех держать в квартире, что от них чинится осквернение святыням. Насколько такое мнение оправдано? — Это языческий предрассудок, очевидно североевропейский, и достаточно устойчивый. В свое время Церковь просто не стала с ним полемизировать и не проповедовала ни за, ни против него, но получилось так, что, хотя сегодня этот предрассудок в народе фактически исчез, усилия церковных людей поддерживают его. В Библии же об отношении святыни и собаки сказано совершенно ясно, в книге Товит в Ветхом Завете. Сюжет этой книги состоит в том, что Господь посылает юношу Товию в путь, и отец дает мальчику в сопровождение пса (Товит 5:17), а Господь дает ему для охраны ангела Рафаила. Надо заметить, что ангел собаки не боится. Так втроем они и путешествовали.
Из позднейшей церковной истории я могу вспомнить замечательную историю о том, как в 1439 году завершал свою работу Ферраро-Флорентийский Собор, где провозглашалась уния православных с католиками. Был последний день работы Собора, сторонники Православия были уже придавлены, подкуплены или возвратились в Византию, и вот настал момент торжественного провозглашения унии. Половину зала занимала католическая делегация, половину греческая. Главой византийской стороны был сам император. Поскольку он был императором Восточной Римской Империи, то на Соборе он находился как бы у себя дома и поэтому сидел на троне. Как императору, ему были позволены некоторые вольности, и рядом с ним сидел его любимый пес из Константинополя. Когда вышел архидиакон и начал читать текст унии, текст предательский по отношению к Православию, то пес в эту минуту залаял, и его не могли остановить ни побои, ни ласки, ни угрозы. Так он лаял, пока читался текст унии. Это был единственный голос, поданный в тот день в защиту Православия. — Нынешний городской человек не нуждается в услугах лошади и не может содержать во дворе теленка. Обыкновенно в городских квартирах живут кошки, собаки, волнистые попугайчики да черепахи. Что полезного, на Ваш взгляд, может извлечь христианин из общения с этими „меньшими братьями"? — Для современного горожанина общение с животным — это, прежде всего, школа любви и заботы. Естественно, что если в доме детей „куча мала", то они сами проходят опыт сосуществования и заботы друг о друге, хотя временами и колотят друг друга. К сожалению, в современных семьях детей очень мало, и очень часто животные выступают как суррогаты детей. Наверное, это плохо. Плохо, когда взрослые заводят животное вместо ребенка, но если сам ребенок просит: „мама, роди мне братика или щеночка", и мама дарит ему щеночка, то для него это хорошо. В таком случае надо ему объяснить: „Смотри, рядом с тобой есть живое существо, за которое ты отвечаешь. Нравится тебе или не нравится, ты идешь с ним гулять, ухаживаешь за ним, думаешь о нем, болеешь вместе с ним". Тогда это будет первая школа привязанности и первая школа любящей заботы. Сначала это животное, потом это будут друзья, потихонечку человек пройдет такую школу любви и, может быть, научится любить Бога.Беседовал Марк Шишкин
- Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене.Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого "антисобачьего" богословия.
Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда. -------------------------------------------------------------------------------- Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Постоянный член Священного Синода. Награждён орденами Дружбы народов, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III степени, «За Честь и Доблесть», Петра Великого I степени, «Во имя России», «За веру и верность» I степени, орденами Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей.
115191, г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 22. Тел.: (095) 955-63-91. Факс: (095) 230-26-19.
Что касается молитв о животных- результаты : Каким святым угодникам Божиим следует молиться о даровании исцеления больным животным и можно ли держать иконы этих святых в ветклинике? Будет ли считаться грехом, если давать пить больному животному Святую воду, освященный кулич и яйца, применять на раны масло, освященное на мощах угодников Божиих? Не является ли грехом усыпление безнадежного животного? Дорогая Марина! Покровителями животных традиционно считаются мученики Флор и Лавр, на их иконе рядом с этими святыми традиционно изображают лошадей. Кроме того, о домашних животных молятся великомученику Георгию и мученику Трифону. Держать икону в ветклинике (в Вашем кабинете) – можно и нужно. Пусть Вас не смущает, что в текстах молитв говорится в основном о сельскохозяйственных животных: для наших предков они были кормильцами, почти членами семьи, а домашние животные в нынешнем понимании встречались достаточно редко и в основном у богатых людей. В принципе, молиться можно и своими словами. Главное, чтобы это было искренне и от души. Святую воду, освященное масло, кулич и яйца животным давать нельзя – это осквернение святыни. Усыпление безнадежно больного животного грехом не является, поскольку Господь поставил человека над животными.
- Отец Владимир, что говорит Священное Писание об отношении человека к собаке? - Вопрос, наверное, можно рассматривать с двух сторон. Ведь собака-это часть природы. Об отношении человека к живому миру можно прочитать в первой главе Библии. С одной стороны, Бог дал власть человеку над всеми животными. С другой - власть эта предполагает и ответственность человека перед Богом за все живое на Земле. Человек должен заботиться о всем мире, приумножать его богатства, чтобы все живое на Земле сохранялось и приумножалось. Одним словом, человек должен очень трепетно и заботливо относиться ко всему тварному миру. В послании Апостола Павла сказано: "Тварь (т.е. все, что сотворено - корр.) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". (Рим 8,19,22). Человек - дитя Божие, но нужно не только именоваться, но и быть им во всем, в том числе и по отношению к окружающему нас миру. Поэтому человек в ответе за всё, что происходит на Земле с природой. Лозунг Мичурина, призывающий не ждать милостей от природы, а взять их у нее, совершенно неэтичен. Наша цивилизация идет по неверному пути: "Это нам не надо, давайте это уничтожим, а это - надо, будем беречь". Есть масса примеров такого прагматичного подхода: неограниченный отстрел волков и, как следствие, вред для леса; уничтожение комаров при постройке Академгородка в Сибири и, как следствие, "болезнь" тайги. То, что творит человек с этим миром, просто ужасно. - Выделяет ли Священное Писание собаку среди других животных? - Нет. Библия не отделяет ее от других животных. В Библии не говорится о какой-либо дискриминации собаки, не содержится какой-либо запрет на нее. Правда, в Библии есть места (например, в послании Апостола Петра), где содержатся, казалось бы, нелестные слова о собаке: "многие грешники, обратившись в Христианство, вновь возвращаются к своим грехам, как пес возвращается на свою блевотину". (2 Петр. 2,22). Но это же не есть хула на животное. Да, это библейское выражение, вошедшее даже в поговорку, но, повторю, это не отрицательное отношение к собаке, ибо там же сказано, что "вымытая свинья идет валяться в грязи". Или вот в Евангелии говорится: "Не давайте святыни псам". Тут опять же нет отрицательного отношения к собакам! Просто все должно быть соразмерно. Нет, собака - это удивительное животное. Отец Александр Мень как-то сказал: "Собака - это вообще почти как человек". Кто еще из животных может так любить человека, быть таким верным другом? Я не могу вспомнить библейских, евангельских выражений, плохо говорящих о собаке или содержащих запрет на содержание ее в доме. Другое дело, что в прежние времена, когда уклад жизни людей был другим, собака, выполнявшая роль сторожа и пастуха, естественно жила во дворе, а не в доме. Сегодня же образ жизни человека изменился, но собака по-прежнему нам нужна во всех ее ипостасях, и мы, живя в городе, не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это. Я слышал, что некоторые священники отказываются освящать квартиру, где есть собака! - Вы с этим не согласны? Вы считаете, что они не правы? - Я не хочу и не могу их осуждать. Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете!" Эти священнослужители, может быть, и руководствуются какими-то древними правилами, но религия -это не есть нечто застывшее. Церковь -это живой организм, и она постоянно обновляется, развивается, и многие правила сейчас практически устарели. - Церковные Соборы не рассматривают вопросы изменения канонов? - У нас какой-то суеверный страх перед правилами. Вот, например, протопоп Аввакум, глава русского церковного раскола, с одной стороны, был человек глубокой веры, а с другой - крайне консервативный, даже косный: "Не нами положено, пусть так и лежит во веки веков. За одну букву мы готовы идти на огонь". Мне кажется, что стремление ничего не менять, превратить Церковь в заповедник, в музей - неправильно. Все живое обновляется. Если нет обновления, нет и жизни, а Церковь и Вера наша - это жизнь. Поэтому я считаю, что собака вполне может быть в доме - часто она там просто необходима. Если же кого-то из ваших знакомых присутствие этого животного в комнате может смутить, то на время их визита можно вывести ее в коридор. Свою собаку я держу в комнате, так как живу в коммунальной квартире. - Почему собаке нельзя входить в храм, а кошке можно? - Потому что в принципе она - дворовое животное. Ведь ни лошадь, ни свинью вы в храм не поведете, а кошка - не дворовое, а домашнее животное, к тому же ее присутствие в храме носит функциональный характер: она ловит мышей. Кроме того, по поводу нахождения животных в храме есть свои каноны. И объясняются они не тем, что животные - чистые или не чистые, а сложившимися традициями. В храм по древним канонам не должен входить человек во грехе (он может находиться только в притворе), женщина в определенные дни. Храм - особое место, а дом - это дом. Напрасно некоторые пытаются разделить все на чистое и нечистое, Божье и не Божье. Это неверно. Главное - понять, весь мир - Божий, и разделить его нельзя. Только зло - не от Бога. Но кто может сказать, что собака - зло? Грех - не от Бога, опять же, кто может сказать, что собака - грех? Человек порой в своей жизни творит такое, что ни одному животному в голову не придет. - Отец Владимир, как Вы считаете: есть ли у собаки душа? - Ответ на этот вопрос может быть двояким: все зависит от того, что мы понимаем под "душой". Некоторые богословы считают, что человек состоит из трех частей: дух (то, что соединяет человека с Богом), душа (душевно-психическая жизнь, эмоции) и тело (плоть). В таком варианте можно сказать, что у животных, в частности у собак, душа есть (духа - нет, а душа - есть): они чувствуют отношение к себе, могут радоваться, тревожиться и т.д. Если же считать человека состоящим только из души и плоти и при этом под душой понимать дух, а под телом и плоть, и всю психическую жизнь, то можно сказать, что у животных души нет. - Значит классических определений по этому поводу не существует? Попадут ли животные в Рай? - Один великий человек, верующий и мыслящий, как-то выразился примерно так: "Зачем мне Рай, если там не будет моего кота!" Такое утверждение может показаться кощунственным. Можно по-разному относиться к этому. Ведь Господь говорит: "Кто любит отца своего или мать свою больше Меня, тот не достоин Меня". Мы не можем осуждать этого философа. Он имел в виду совсем не то, что, ему не нужен Рай, а то, что Рай - это нечто, где человек реализуется во всей своей полноте, некое состояние человеческой души. Вот и любовь к животным - тоже часть человеческой души. Если Рай - этo что-то, где нет любви к животным, это не Рай. В церковной жизни всегда трудно к чему-то относиться однозначно, так как существуют разные мнения, традиции. Вот говорят, что нельзя собаку держать в доме, где иконы, входить с ней в храм. А с другой стороны, есть молитвы об исцелении домашних животных, скота. - Эго не грех, если пойти помолиться за больное животное? - В древних церковных книгах мы найдем такие молитвы: есть и о пчелах, и об ульях. Вся жизнь, во всех ее проявлениях, освящена Богом, все благословляется Церковью, но жизнь сложнее правил и законов, в том числе и в отношениях к животным. Надо понять, что наши отношения с ними и друг с другом гораздо важнее этих правил. Как же можно жить без животных, особенно без собаки? Ведь какое положительное влияние они оказывают на воспитание детей! Прекрасно, когда есть живое существо, о котором ребенок будет заботиться, и таким существом может быть собака, так как она ближе к человеку. Кошки - те больше сами по себе. - Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, о ваших домашних животных. - Сейчас у нас трехлетняя немецкая овчарка по кличке Грета, взяли ее щенком. Умна, общительна, всеобщая любимица, и ее главная обязанность - быть членом семьи, другом; других -нет. Правда, когда вечером ходим встречать дочерей или гулять, берем ее с собой как охранника. Есть у нас и кот, и рыбки, и крыса. До Греты жила беспородная собака, хотя покупали ее как ризеншнауцера. Когда она умерла, все плакали. Были и птички, да кот очень возражал. Он уже старый, чувствует себя ветераном и нехотя отмахивается от Греты, когда она выражает желание с ним поиграть. Мы никогда не жили без животных!
http://www.dogandcat.ru/?q=node/61/print ************************************************* Забайкальские священники по просьбе верующих могут освящать домашних животных
Как рассказал священник Владимир Голубенко Свято-Преображенского храма г. Читы, молитвослов «Благослови труды мои, Господи» содержит молитвы пчеловодов, скотоводов, молитвы о сохранении свиней, рогатого скота, гусей и другой водоплавающей птицы, и ряд других молитв. С древних времен на Руси во время сбора стада приглашали священника для освящения домашней живности, чтобы ее обходили стороной напасти.
Эта традиция не утрачена и сегодня. В сельской местности жители продолжают освящать свой скот: читают соответствующие молитвы и окропляют животных святой водой. Обращаются с подобными просьбами и те, кто проживает в пригороде Читы. Обращений с просьбой освятить кошек или собак пока не было. Да и соответствующих молитв не существует. Однако при освящении жилого помещения практически всегда окропляют святой водой и животных.
Собака и религия В древности многие народы считали собаку «божественной». Ассирийцы и вавилоняне считали избиение собаки отвратительным преступлением. Они считали, что убить человека – меньший грех, нежели скормить собаке дурную пищу. Древние мудрецы заявляли, что «не может дом существовать сам по себе, без овчарной собаки, без домашнего пса».
В религии большинства древних цивилизаций находилось место для собаки: египетский бог Анубис изображался с головой пса. В древнегреческой мифологии участвовало много собак: пес Цербер охранял царство умерших, богиня Диана не расставалась со своим верным охотничьим псом. Хекат, богиня богатства, как и Поллюкс, покровитель охоты, частенько изображались в сопровождении собак. Римляне изображали собак на монетах, фресках и картинах. Великий Вергилий воспевал собак в своих стихах.
Особенно высоко ценились в Древнем Египте борзые собаки: из собаки-компаньона, охотничьего партнера они стали фактически культом, - собакой-идолом, наделенной некоей властью. Египтяне почитали собак настолько, что их рождение было событием, превосходящим всё, кроме рождения сына. А когда борзая умирала, все семейство устраивало траур: с воплями оплакивали, брили головы, устраивали голодовки. Среди фараонов, захороненных со своими борзыми, - Тутанхамон, Аменхотеп II, Тутмос III и царицы Хатшебсут и Клеопатра (Клеопатра, королева Нила, имела собственный питомник борзых собак).
Что и говорить, у большинства древних народов собака была в большом почете. Какого во же положение собаки в современных мировых религиях?
Иудаизм и Христианство | Ислам | Буддизм | Зороастризм
Иудаизм. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Вероятно, ненависть древних иудеев к своим неприятелям - египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена и на животных. Отчасти пренебрежительное отношение к собакам унаследовало и христианство. Впрочем, в Византии известна даже икона с изображением св. Христофора с головой пса (по легенде он попросил у Бога песью голову, чтобы не смущать своей красотой девушек во время проповеди). Интересно символическое значение, которое придается собаке в еврейской мистике. Собака рассматривается как символ неотвратимости возмездия, как символ суровости приговора. Христианство. Собака - это часть природы. Об отношении человека к живому миру можно прочитать в первой главе Библии. С одной стороны, Бог дал власть человеку над всеми животными. С другой - власть эта предполагает и ответственность человека перед Богом за все живое на Земле. Одним словом, человек должен очень трепетно и заботливо относиться ко всему тварному миру. Поэтому человек в ответе за всё, что происходит на Земле с природой. Библия не отделяет собаку от других животных. В Библии не говорится о какой-либо дискриминации собаки, не содержится какой-либо запрет на нее.
Священник Русской Православной Церкви отец Александр Мень как-то сказал: "Собака - это вообще почти как человек". Кто еще из животных может так любить человека, быть таким верным другом? Сложно вспомнить библейские, евангельские выражения, плохо говорящие о собаке или содержащие запрет на содержание ее в доме. Другое дело, что в прежние времена, когда уклад жизни людей был другим, собака, выполнявшая роль сторожа и пастуха, естественно жила во дворе, а не в доме. Сегодня же образ жизни человека изменился, но собака по-прежнему нам нужна во всех ее ипостасях, и мы, живя в городе, не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это.
Собаке нельзя входить в храм, потому что в принципе она - дворовое животное. Ведь ни лошадь, ни свинью в храм не повести, а кошка - не дворовое, а домашнее животное, к тому же ее присутствие в храме носит функциональный характер: она ловит мышей. Кроме того, по поводу нахождения животных в храме есть свои каноны. И объясняются они не тем, что животные - чистые или не чистые, а сложившимися традициями. Храм - особое место, а дом - это дом. Напрасно некоторые пытаются разделить все на чистое и нечистое, Божье и не Божье. Это неверно. Главное - понять, весь мир - Божий, и разделить его нельзя. Только зло - не от Бога. Но кто может сказать, что собака - зло? Грех - не от Бога, опять же, кто может сказать, что собака - грех? Человек порой в своей жизни творит такое, что ни одному животному в голову не придет. Даже в христианстве есть представление о собаке как о священном символе. Так, у Данте veltro, "гончая", означает загадочного провозвестника Второго Пришествия и одновременно "гибеллинского императора". А монахи католического ордена святого Доминика расшифровывали свое название "доминиканцы" как "Domini canes", "псы Господни".
Со времен крестовых походов иудаизм начинает особенно остро ощущаться как "чужая" религия, иудей - как "чужой". Именно крестовые походы, наряду с эсхатологическими ожиданиями, активизировали древнейшие слои верований народа. На немецкой гравюре XV в. изображено сожжение иудея. Он висит на перекладине, вниз головой, между двумя собаками. Очевидно отождествление иудея и собаки. В христианстве пес как нечистое животное противопоставляется святыне и, соответственно оскверняет святыню. Пес ассоциируется с язычниками, вообще с иноверцами. В средние века собак не почитают, как священных животных, а совсем наоборот. «Пес» и «сукин сын» делаются худшими из бранных слов и ругательств. Христианская цивилизация не скрывала своего презрительного отношения к собакам. Священникам было запрещено держать в своих домах собак, как было записано в Уставе церкви, «по причине шума, который производят эти животные, так и по причине их непотребного поведения».
В современном христианском мире в католических странах ежегодно, 4 октября, отмечают День животных. Этот праздник связан с именем святого Франциска, покровителя животных. Считается, что по молитве святому Франциску происходит исцеление домашних животных. Существует такое красивое предание.
В монастырь, где находятся мощи святого Франциска Ассизского, пришел мальчик и привел свою любимую ослицу, которая ослепла. Эта ослица была не только его помощницей в ежедневном труде, но и большим другом. Она была настолько привязана к своему маленькому хозяину, что даже научилась улыбаться, чтобы порадовать его.
И вот, когда ослица заболела, мальчик привел ее к монахам и просил их молитв. Однако монахи не приняли всерьез просьбы, ведь ребенок просил, чтобы исцелилось какое-то животное. Но святой Франциск явился им и повелел пропустить к его гробнице мальчика вместе с ослицей. Для того, чтобы ослица смогла пройти, монахам пришлось разобрать вход в гробницу, который был слишком низким. Мальчик припал к гробу святого и со слезами молил его исцелить животное. И случилось чудо: ослица прозрела. С тех пор католики молятся святому Франциску о здоровье своих питомцев.
Православная Церковь считает собак, да и других животных Божьей тварью (в том смысле, что тварь – это сотворенное существо). Человеку дана власть над всеми животными, но эта власть предполагает и большую ответственность. Человек должен заботиться о тех, кого он приручил.
На самом деле Церковь, не запрещает держать собаку в доме, где есть иконы. У собаки просто должно быть свое место в доме, отличное от положения человека. Православные священники такие же люди, как и все мы. Поэтому, когда говорят, что священник запрещает держать собаку в доме, это его личное мнение, а не церковный канон.